Методики обследования эмоционального состояния детей с нарушением слуха

Библиотека


Отрасли        психологии


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ



Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Источник: 2 часть, М., 2005. - 360 с.

Полнотекст

Известно, что появление эмоциональных реакций связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.
Последствия разводов — это, прежде всего, рост числа неполных семей и обострение проблемы одиноких людей. В.А. Сысенко, автор исследований по проблемам устойчивости семьи и супружеских конфликтов, в результате анализа последствий разводов делает следующие выводы:

  1. Большая часть разведенных мужчин и женщин не имеют возможности (желания) вступить в повторный брак, а значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в повторный брак.

  2. Возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы расширения воспроизводства населения.

  3. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей.

  4. Рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость.

  5. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства, как у родителей, так и у детей.

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, по мнению В.А. Сысенко, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 7-12-летние дети и, прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.
Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Существуют различные, зачастую противоречивые точки зрения о том, каким образом может повлиять воспитание детей без отца, но почти все они сводятся к мысли о том, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;
Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;
Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма.
Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Некоторые исследования показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.
Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание жестокость подростков, выросших без отца. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки. По данным Г. Фигдора, у мальчиков-подростков с высокой самооценкой отцы заботливы, пользуются их доверием и являются для своих детей авторитетом. Установлена определенная взаимосвязь изменения самооценки подростка с возрастом матери в период развода: у женщин, которым при расторжении брака было меньше 24 лет, только 22% детей по достижению 12—14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, разведшихся в более старшем возрасте, такая самооценка свойственна уже в 42 случаях из 100.
Это приближается к статистическим данным в неразведенных семьях, где высокая самооценка у детей отмечена в 45%.
Согласно некоторым данным наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.
В свете существующих проблем одним из острейших вопросов является эмоциональное состояние детей, так как именно они очень важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции.
Эмоциональные состояния окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д.
В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они не были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.
Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.
Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые проявляются у человека на определенной стадии его развития, не обязательно являются, хотя и усложненным опытом, но все же продолжением его эмоций на предшествовавшей стадии. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоции в замкнутом ряду. Чувства, специфические для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых, уже отживших. Когда определенная эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности.
По данным Уолтера Б. Кэннона маленький ребенок, переживая страх, скорее всего, бросится к родителям или к старшему брату или сестре. Но в сознании подростка такое поведение ассоциировано с эмоцией стыда, жить с которой так же трудно, как и со страхом. Поэтому подросток старается совладать со страхом по-другому — старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию, а если это не удается, просто игнорирует угрозу, не придает ей значения. Маленькие дети обычно бегут от опасности в буквальном смысле слова, тогда как старшие дети чаще преодолевают опасность с помощью вербальных средств. По мере развития человек научается различным реакциям на переживание страха, но все эти способы не более чем усложненные модификации одного и того же типа реакции — реакции устранения воспринимаемой угрозы, бегства от нее.
Родителям очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. При этом данная «аксиома» касается не только полной, но и неполной семьи. Причем в неполной семье один родитель необязательно должен стремиться восполнить любовь отсутствующего родителя. Любовь «за двоих» не всегда приносит свои плоды.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, в любом типе семьи, так как контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Однако личностные качества ребенку не просто «сообщаются» или «прививаются» извне. Он не пассивный объект внешних воздействий. Специфические человеческие свойства, личностные качества формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В процессе общения складываются определенные личностные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества у него сформируются.
Установлено, что чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии детей, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку.
«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с ребенком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла.
«Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами ребенка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие ребенка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается ребенком и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.
Американские ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у детей, потерявших одного из родителей эмоциональные трудности. Среди эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны с тяжелыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей — чувство одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Таким образом, Б. Артур и М. Кемме пришли к выводу, что потеря родителя в детском возрасте существенно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию у взрослого человека.
Эти факты говорят о необходимости проведения исследования эмоционального состояния детей, воспитывающихся в различных типах семей (в полных и неполных). В процессе исследования мы руководствовались крайне простой гипотезой: дети, воспитывающиеся в неполных семьях, испытывают большие эмоциональные проблемы, чем дети из полных семей. Мы предположили, что эмоциональности трудности детей зависят именно от типа семейного воспитания.
В исследовании приняли участие 20 испытуемых в возрасте от 8 до 12 лет. Испытуемые являются учениками 3-6-х классов четырех московских школ. Испытуемые были разделены на 2 группы: 10 детей из полных семей и 10 детей из неполных (материнских) семей.
По наблюдениям экспериментатора дети из полных семей оказались энергичными и веселыми, они прилежно учатся, учителя очень хорошо отзываются об успеваемости и поведении детей. Они внимательны, любознательны, у них очень много друзей, они общительны. Дети из неполных семей, напротив, скромны, застенчивы, более спокойны. Они также являются прилежными учениками, но учителя подчеркивают проблемы со вниманием и самоконтролем. Они менее общительны, нежели их сверстники из полных семей. Эти семьи стали неблагополучными вследствие ухода или смерти отца.

Для изучения эмоционального состояния детей были выбраны следующие методики:

  1. методика Рене Жиля;

  2. методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН);

  3. методика «Рисунок семьи»;

  4. методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

Методика Рене Жиля выявила различия в эмоциональных реакциях и поведении детей из неполных и полных семей.
Дети из неполных семей замкнуты, застенчивы, менее эмоциональны, они не уверены в своих силах, а некоторые даже не верят в свои возможности. Они очень часто пребывают в одиночестве, и их это устраивает. Дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными. В первое время после ухода одного из родителей у детей чаще всего наблюдается сильный страх разлуки со взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии.
Дети из полных семей более уравновешенны, спокойнее, быстрее и легче поддаются обучению и воспитанию. Для них важно мнение старших, они прислушиваются к нему. Сравнив результаты, полученные в исследовании детей из полных и неполных семей по методике Рене Жиля, можно сделать вывод о том, что дети из неполных семей тянутся к своим родителям и хотят быть ближе к ним. Им не хватает утраченного родителя. И именно эту утрату они компенсируют близкими людьми. Но, несмотря на все это — они более замкнуты, они отгораживаются от окружающих.
Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения позволяет сравнить самочувствие, активность, настроение детей из полных и неполных семей. У детей из неполных семей оценки по фактору самочувствия чуть ниже нормы, это может свидетельствовать о том, что самочувствие в целом удовлетворительно, но при этом дети не всегда чувствуют себя комфортно. Фактор активности намного ниже нормы, следовательно, было обнаружено явление сниженной активности, зачастую доходившее до пассивности и в учебной деятельности, и в межличностных контактах.
Настроение у детей из неполных семей также немного понижено, но по сравнению с факторами активность и самочувствие находится на относительно высоком уровне.
У детей из полных семей результаты по фактору активности находятся в пределах нормы, это говорит о том, что дети из полных семей чувствуют себя комфортно. А результаты по факторам самочувствия и настроения немного превышают норму, это может свидетельствовать о присутствии возбужденности в настроении и учебной деятельности.
Сравнив результаты по методике САН, можно говорить о том, что у детей из полных семей показатели самочувствия, активности и настроения выше, чем у детей из неполных семей. Это свидетельствует о том, что дети из полных семей эмоционально более адаптированы, нежели дети из неполных семей. В среднем по обеим группам можно сделать вывод о том, что дети из полной семьи более активны, у них лучше самочувствие и настроение. Они более приспособлены к жизни, чувствуют себя лучше.
Анализ методики «Рисунок семьи» был направлен на изучение личности ребенка, в особенности его эмоциональной сферы. Дети из неблагополучных семей очень часто уменьшали состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им эмоционально менее привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Также среди детей из неполных семей были рисунки, когда ребенок не включал себя или вместо семьи рисовал только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Для рисунков детей из неполных семей характерно отделение членов семьи друг от друга. Это указывает на чувство невключенности, отчужденности. На некоторых рисунках у детей из неполных семей наблюдается тенденция не дорисовывать членов своей семьи.
В основном на всех рисунках у детей из полных семей было чувство общности, так как дети не отдаляли членов семьи друг от друга. По рисункам видно, что между всеми нарисованными членами семьи есть чувство сплоченности и поддержки. Это очень важно для построения хороших отношений между всеми членами семьи. На рисунках детей из полных семей семьи изображены в полном составе. Это говорит о том, что семьи этих детей дружные, то есть ребенок выражает положительные эмоциональные связи между всеми членами семьи.
Опросник методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) позволяет выявить те или иные аспекты родительского отношения:

По результатам исследования родителей детей из неполных семей можно говорить о том, что они относятся положительно к своему ребенку. Они принимают детей такими, какие они есть, признают их индивидуальность. Но в тоже время они могут применять наказания при непослушании. Они высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, возможно даже больше родителей детей из полных семей. Родители детей из неполных семей не устанавливают дистанцию между собой и ребенком, они стараются быть ближе к своему чаду (ведь именно это ребенку сейчас необходимо). В таких семьях неудачи ребенка считаются случайными, родители ребенка верит в высокие возможности своего ребенка.
Подобными же были результаты исследования родителей детей из полных семей. Родители положительно относятся к своим детям. Воспринимают их такими, какие они есть. Они уважают и признают индивидуальность детей, одобряют их интересы, проводят с ними много времени. Родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Они не устанавливают границы между собой и ребенком. Стараются удовлетворять его разумные потребности. Также как и родители детей из неполных семей неудачи ребенка они считают случайными и верят в его силы.
Родители всех испытуемых относятся к детям положительно, стараются быть эмоционально близкими, заботятся о них. Наибольшую оценку родители из двух групп получили по шкале «принятие — отвержение». Практически одинакова кооперация. Родители из полных семей стараются быть в большем симбиозе, чем родители из неполных семей, они больше контролируют детей, но меньше подчеркивают неудачи ребенка. Родители детей из неполных семей чаще используют стиль «маленький неудачник», но при этом у них несколько ослаблен контроль по сравнению с родителями детей из полных семей. В целом можно сделать вывод, что различия у детей из полных и неполных семей в эмоциональном состоянии не могут быть связаны с особенностями отношений в семье, так как родители с любовью и заботой относятся к детям обеих групп.

Для оценки результатов применялся метод межгрупповых сопоставлений по U-критерию Манна-Уитни. Здесь были выявлены значимые различия по некоторым параметрам:

  • самочувствие (р < 0,0001) — намного выше у детей, из полных семей;

  • активность (р < 0,001) — намного выше у детей из полных семей;

  • настроение (р < 0,002) — выше у детей из полных семей;

  • отношение к маме (р < 0,020) — выше у детей из неполных семей;

  • отношение к брату/сестре (р < 0,002) — выше у детей из неполных семей;

  • общительность (р < 0,004) — выше у детей из неполных семей;

  • закрытость (р < 0,025)—у детей из полных семей более выражена;

  • контроль (р < 0,001) — выше у детей из полных семей.

Вследствие этого можно сделать следующие выводы:

  1. Дети из полных семей уравновешеннее и спокойнее, нежели дети из неполных семей. Это говорит о том, что ребенок тяжело переносит травму утраты дорогого для него человека, а так как это еще ребенок он не может в полной мере контролировать свои эмоции;

  2. Дети из полных семей более раскрепощенные, по сравнению с детьми из неполных семей. Такое возможно вследствие развития комплексов в связи с неполнотой семьи;

  3. У детей из полных семей показатели самочувствия, активности и настроения выше, чем у детей из неполных семей. Такие показатели возможны из-за того, что ребенок еще не оправился от потери близкого, родного для него человека;

  4. Отношение к детям из полных и неполных семей в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше. Это может быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными;
    Дети из неполных семей более общительны по сравнению с детьми из полных семей. Это говорит о том, что для детей из неполных семей важно общение, они даже стремятся к нему. Это может быть связано с тем, что дома им этого общения недостает (в силу различных причин).

  5. Дети из неполных семей тянутся к маме, так как именно она для них сейчас самый близкий и родной человек. Для ребенка важно как можно больше времени проводить теперь с ней, ведь именно она заменяет ему папу. У них теплые, доверительные отношения, даже теплее чем у детей из полных семей.

Приведенные выводы исследования свидетельствуют о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, дети, воспитывающиеся в разных типах семей, испытывают эмоциональные трудности. Эмоциональный фон деятельности и общения у детей из неполных семей снижен по сравнению с детьми из полных семей. Детям из неполной семьи тяжелее адаптироваться к жизни, но они стремятся к установлению теплых эмоционально насыщенных отношений со сверстниками. У детей из неполных семей складывается особое отношение к матери, вследствие отсутствия отца. При этом изучение материнского отношения к детям из данного типа семей не выявило значимых различий с родителями из полных семей. То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют особых отношений с матерью, братьями и сестрами. Также они сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их.
В настоящее время воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, а также представители других наук. Многие специалисты изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава. На сегодняшний день более важными, чем материальные условия, являются педагогические и психологические проблемы, которые должны решать родители. В неполной семье их возникает значительно больше, и даже появляются такие, каких почти не бывает в полных семьях. Чаще всего эти проблемы касаются психической стороны развития и жизни ребенка. Родители не всегда их осознают, и не всегда в состоянии правильно их понять. Некоторые дети задумываются порой над такими вопросами, с которыми в силу своего характера не могут обратиться за ответом к взрослым, что серьезно усложняет жизнь им и окружающим их людям.
Бытуют самые разноречивые мнения о неполных семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо. Другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает. Третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи.
По свидетельствам исследователей, дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, склонны к невротическим нарушениям и эмоциональной нестабильности. Это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть и в полной семье, и в неполной, и совершенно необязательно, что они непременно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и, наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, необходимо внимательно относиться к эмоциональной стороне развития ребенка, так как очень важно, чтобы ребенок в семье получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей — родителей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1990.

  2. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. — М., Просвещение, 1990.

  3. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми. — Кишинев, 1993.

  4. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1999.

  5. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. — М., 1998.

  6. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. — Минск, 1999.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Питер, 2002.

  8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. — М., 1995.

  9. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2003.

  10. Целуйко В.М. Неполная семья. — Волгоград, 2000.

Смотрите также:

Статьи

Новости Childpsy

01.06.2015

ProQuest Ebrary Academic Complete книги тестовый доступ


23.04.2015

Навигатор центров психологической помощи РФ 2015


15.01.2015

Новинки Электронной библиотеки МГППУ, электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях



Каталоги


Медиатека

Все ролики

Персоналии


Общение


Наши партнеры


Источник: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10299.php

  • Автор: Арамхан
  • Комментарии: 11
  • Просмотры: 497