Задания для проверки состояния слуха детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Консультации для воспитателей

Консультация для родителей.

Автор: Абдуллина Елена Васильевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение детский сад N26 «Рябинка» комбинированного вида, г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ.

 

Еще лет 5-7 назад ко мне подходили родители 2-3- летних малышей, чтобы узнать, почему ребенок не произносит или плохо произносит тот или иной звук. (Небольшая справка для родителей, которые считают, что ребенок не произносит букву «Р», букву «Ш» и т.д. Правильнее говорить «звук», т.к. звуки мы произносим и слышим, а буквы мы читаем и пишем).
    Сейчас картина кардинально изменилась: родителей интересует, почему ребенок вообще не говорит. Давайте попробуем не искать правых и виноватых, а вместе разберемся в причине происходящего.
         Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении! Необходимо срочно обратиться к логопеду!
         При первичном обследовании логопед выясняет, насколько хорошо понимает ребенок речь окружающих и не нарушена ли подвижность его речевых органов.
       При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года, а к 2-м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых грозят ребенку серьезными осложнениями.
          Я не призываю вас принять на себя обязанности логопеда в постановке речевого диагноза своему ребенку, но если что-то смущает в его речевом развитии, можно обследовать ребенка в домашних условиях. Предложите малышу следующие задания:
           При хорошо развитом интеллекте ребенок может, исходя из ситуации, наблюдая за жестами обращающихся к нему людей, догадаться, о чем в данный момент идет речь. Поэтому для проверки понимания речи ребенка пользуйтесь только словами.

1. Понимание значения слов – существительных, прилагательных, глаголов:

- Внятно произнесите название того или иного предмета, находящегося в поле зрения ребенка, без какого бы то ни было жеста или даже взгляда в сторону этого предмета. Например: «Где стол?» Ребенок должен показать названный предмет.
- Положите перед ребенком два одинаковых предмета, различающихся только цветом (например: два мяча – желтый и красный) или только величиной (например: две матрешки – большую и маленькую), и, указывая на эти предметы, спросите у него: «Где красный?» или «Где большая?».
- Положите на стол две картинки, изображающие, например, человека, который идет (бежит, сидит, лежит) или, например, птицы, которая сидит (летит). Различные действия, изображенные на картинках одной серии, должны осуществляться одним и тем же персонажем (мальчиком, птичкой и т.д.). Спросите у ребенка: «Где мальчик идет (сидит, лежит)?», «Где птичка летит (сидит)?», подчеркивая ударением глагол.

2.Понимание значения простых предлогов: в, на, под, за, около.

Разложите одинаковые предметы (например, карандаши) в местах, находящихся в различных пространственных отношениях к какому-либо предмету. Например, карандаши можно положить в книгу, на книгу, за книгу, под книгу, около книги. Попросите ребенка подать вам карандаш, расположенный в соответствующем месте: «Дай тот карандаш, что на книге!» (с ударением на предлоге, но без указывающего жеста).

3. Различение единственного и множественного числа существительных.

Положите перед ребенком предметы одного вида: один предмет – отдельно и на некотором расстоянии от него – несколько таких же предметов (например, карандаши). Спросите у него: «Где карандаш?», затем «Где карандаши?», выделяя голосом окончания существительных.
          Если ребенок плохо понимает речь, необходимо проверить состояние его физического слуха. Для этого с ним нужно провести специальное  аудиометрическое исследование. В какой-то мере вы и сами можете проверить состояние слуха ребенка. Для этого произведите у него за спиной на различном от него расстоянии разнообразные звуки (хлопайте в ладоши, шуршите бумагой и т.п., можно использовать звучащие игрушки). При снижении слуха ребенок на эти звуки (или на некоторые из них) не будет обращать внимания. Не стоит извлекать звуки, топая, например, ногой об пол, поскольку ребенок может реагировать на вибрацию, а не на услышанный звук. Если у ребенка снижение физического слуха, вам нужно обратиться к специалисту-сурдологу.
            Если ребенок с нормальным слухом не выполняет заданий (особенно первых двух), у него, скорее всего, есть речевой дефект, который называется сенсорной алалией. При этом нарушении речь у детей самостоятельно не развивается вообще или развивается крайне медленно. Вам нужно обратиться к логопеду, имеющему опыт работы именно с этим заболеванием. В специализированных детских садах есть группы для детей с общим недоразвитием речи, в которые также принимаются дети с алалией.
          Если ребенок справляется с заданиями, нужно проверить подвижность его речевых органов.
          Бывает, что ребенок не может  в полном объеме совершать необходимые для речи движения. В результате у него не формируется полноценное произнесение звуков, а в тяжелых случаях вообще не появляется никакой речи.

Упражнения для проверки подвижности речевых органов:


- Нужно открывать и закрывать рот.
- Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно.
- Приоткрыть рот, положив широкий, распластанный язык на нижние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии.
- Губы должны поочередно симметрично располагаться в неширокой улыбке и вытягиваться в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребенка должны быть сомкнуты, и движение совершается одними губами, без дополнительного движения подбородком).
- Открыть рот, «шлепнув» губами, закрыть его, после этого вытянуть губы в трубочку, затем повторить  эти движения в той же последовательности.

Упражнения должны выполняться перед зеркалом: вы показываете ребенку движение, он, глядя в зеркало, повторяет за вами. Каждое движение может повторяться многократно, так как детям этого возраста часто бывает трудно с первого раза совершить новое двигательное задание.

И пусть вас не удивляют расспросы логопеда о течении беременности у мамы малыша, родах, перенесенных заболеваниях. Ведь, как вам казалось, пустяковая простуда во время беременности или небольшие осложнения во время родов могут сыграть злую шутку и отразиться не только на раннем физическом развитии ребенка (он начинает поздно сидеть, ползать, ходить и т.д.), но и на его речевом развитии.

Поэтому, берегите себя, как говориться, у здоровых родителей – здоровые дети, и не бойтесь обращаться за помощью к специалистам.

Источник: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3076.h...

  • Автор: Адальберт-атил
  • Комментарии: 13
  • Просмотры: 995